Кодекс служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области
Утвержден
решением межведомственного координационного Совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области от 1 декабря 2009 г.
в редакции решения комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области
23 августа 2018 г. № Прт — 55/18−0−0
КОДЕКС СЛУЖЕБНОЙ ЭТИКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 1. Общие положения
Кодекс служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области (далее — Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федеральными законами от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указами Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», Законом Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области», а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
Статья 2. Сфера действия Кодекса
1. Государственным гражданским служащим Нижегородской области (далее — гражданские служащие) надлежит руководствоваться положениями настоящего Кодекса при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебное время.
2. Положения настоящего Кодекса распространяются на лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, за исключением депутатов Законодательного собрания Нижегородской области, и на работников, замещающих в государственных органах Нижегородской области должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Нижегородской области.
3. Граждане, поступающие на государственную гражданскую службу в государственный орган Нижегородской области, а также претендующие на замещение должностей, указанных в пункте 2 настоящего Кодекса, должны быть ознакомлены с настоящим Кодексом под роспись.
Статья 3. Цель Кодекса
1. Настоящий Кодекс разработан в целях повышения доверия общества к государственным органам Нижегородской области, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей, исключения злоупотреблений и коррупции на государственной гражданской службе Нижегородской области.
2. Кодекс определяет:
— основные принципы служебной этики, которыми должны руководствоваться гражданские служащие при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебное время;
— этику взаимоотношений с представителями проверяемых организаций, общественностью, коллегами и подчиненными;
— рекомендации по поведению гражданских служащих в ситуации этической неопределенности, при признаках возможного конфликта интересов, в коррупционно опасных ситуациях.
Статья 4. Основные принципы служебной этики
1. Принцип служения государству
Гражданский служащий должен быть предан своему Отечеству, защищать его интересы, неуклонно соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, законодательство Нижегородской области, быть верным профессиональному долгу, служить образцом исполнения своих должностных обязанностей, обладать безупречной репутацией.
2. Принцип служения общественным интересам
Гражданский служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.
Конфликт между интересами различных социальных групп гражданский служащий должен рассматривать с точки зрения законных прав, социально-политической и экономической целесообразности, общественных представлений о справедливости, общепринятых моральных ценностей.
3. Принцип законности
Гражданский служащий обязан строго соблюдать нормы законов и активно противодействовать их нарушению со стороны своих коллег и руководителей любого ранга.
Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой гражданского служащего.
4. Принцип лояльности
Гражданский служащий обязан соблюдать принцип лояльности — осознанно, добровольно соблюдать установленный государственными органами служебный распорядок; уважать и корректно относиться ко всем государственным и общественным институтам; поддерживать имидж властных структур, постоянно содействовать укреплению их авторитета.
Гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства.
Гражданский служащий обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет гражданской службы.
5. Принцип политической нейтральности
Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность — не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не подписывать любые политические или идеологические документы, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях, не афишировать публично свои особые отношения с конкретными политическими деятелями.
При исполнении должностных обязанностей гражданский служащий не должен публично выражать свое отношение к политическим партиям, общественным и религиозным объединениям и другим организациям, если это не входит в его служебные обязанности.
Нравственной обязанностью гражданского служащего является необходимость полностью исключить возможность какого-либо влияния политических партий или иных общественных организаций на исполнение им своих должностных обязанностей, на принимаемые им решения.
Гражданский служащий не должен допускать использование административных и других ресурсов государственного органа Нижегородской области для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений, задач.
6. Принцип уважения личности
Гражданский служащий должен уважать честь и достоинство гражданина, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства.
Гражданский служащий не должен допускать дискриминацию по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным или политическим основаниям.
Следует избегать демонстрации религиозной и политической символики, учитывая, что это может оскорбить чувства граждан иных вероисповеданий и убеждений.
7. Соблюдение общих нравственных принципов
Гражданский служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма, социальной справедливости, правах человека.
Честность и бескорыстность — обязательные правила нравственного поведения гражданского служащего, непременные условия его служебной деятельности.
При исполнении служебных обязанностей гражданский служащий обязан придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, быть независимым в своих выводах и решениях, добросовестно выполнять свою работу. Основанием для его выводов может быть исключительно проверенная и основанная на достоверных фактах информация.
Нравственным долгом и профессиональной обязанностью гражданского служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний.
Гражданский служащий должен всемерно содействовать формированию позитивного облика государственной власти Нижегородской области и воздерживаться от поведения, которое могло бы нанести ущерб ее авторитету.
При исполнении служебных обязанностей гражданский служащий должен соблюдать правила делового и профессионального этикета, в том числе придерживаться делового стиля в одежде.
Статья 5. Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций
1. Во взаимоотношениях с представителями проверяемых организаций гражданский служащий не должен допускать нарушений законных прав и интересов проверяемых организаций и обязан строго руководствоваться нормами законодательства, своим должностным регламентом, установленными правилами и методическими рекомендациями.
2. Гражданский служащий обязан быть нейтральным и принимать решения вне зависимости от интересов проверяемых и других организаций, а также должностных лиц. Ничто не должно влиять на объективность гражданского служащего, в том числе внешнее давление или влияние на гражданского служащего, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы, предшествующая проверке работа в проверяемой организации и т. п.
3. Гражданский служащий, заботясь о своей независимости, должен избегать любых конфликтов интересов и исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (подарки, вознаграждения и т. п.) и иных интересов.
4. Гражданскому служащему не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на способность действовать независимо.
5. Гражданский служащий не вправе использовать свой официальный статус, а также служебную информацию в личных целях либо в интересах третьей стороны.
6. Если на гражданского служащего оказывается воздействие с целью склонения его к принятию неправомерного решения и при этом гражданский служащий не может самостоятельно противостоять такому воздействию, следует поставить в известность о данном факте своего непосредственного руководителя.
Статья 6. Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными
1. Гражданские служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений. Их конструктивное сотрудничество друг с другом является основой эффективной деятельности государственных органов Нижегородской области.
2. Гражданский служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.
3. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
Статья 7. Этика взаимоотношений с общественностью
1. Для информирования общественности о своей деятельности гражданские служащие осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
2. Гражданский служащий должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.
В процессе общения с общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами гражданский служащий не должен:
— наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;
— рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
— пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности;
— использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.
Статья 8. Этические конфликты
1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами служебной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.
2. Этическая неопределенность возникает в том случае, когда гражданский служащий не может определить степень соответствия своего поведения основным принципам служебной этики.
3. Гражданский служащий в ходе выполнения своих должностных обязанностей может оказаться в ситуации этического конфликта, вызванной:
— отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его служебную деятельность;
— неправомерным давлением со стороны руководства;
— просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы он действовал вразрез со своими должностными обязанностями, в том числе в форме воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа, морального и физического давления.
Во всех этих и других подобных ситуациях гражданский служащий должен вести себя выдержанно и достойно, действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, своим должностным регламентом, а также этическими принципами настоящего Кодекса.
4. Гражданский служащий должен избегать ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственных органов.
5. В случае если гражданскому служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо обсудить проблему с непосредственным руководителем.
Если участие непосредственного руководителя не приводит к решению проблемы и гражданский служащий решает обратиться к руководству более высокого уровня, то непосредственный начальник должен быть уведомлен об этом.
Если предшествующие шаги не привели к желаемому результату, гражданский служащий может обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
6. Руководителям государственных органов необходимо своевременно принимать меры для предупреждения и разрешения возможных этических конфликтов.
Статья 9. Конфликт интересов и его предупреждение
1. Этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред статусу гражданского служащего.
2. Личной корыстной заинтересованностью гражданского служащего признается возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, либо связанных с ним имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Обязанность гражданского служащего уведомлять в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, требует от него самостоятельности в оценке условий и действий, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.
4. В целях предотвращения возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, представителю нанимателя (работодателю) рекомендуется при распределении должностных обязанностей, заданий и поручений учитывать все обстоятельства, которые могут послужить возникновению конфликта интересов.
5. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов.
В качестве дополнительных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя и непосредственному руководителю рекомендуется:
— ограничение доступа гражданского служащего к конкретной информации;
— усиление контроля выполнения гражданским служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов;
— установление коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.
6. В процессе урегулирования конфликта интересов нормы служебной этики предписывают гражданскому служащему:
— прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;
— отказаться от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
— принимать меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов.
Статья 10. Коррупционно опасное поведение
1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для гражданского служащего запретов и ограничений, и порождающее их поведение (действия или бездействие) гражданского служащего признаются коррупционно опасными.
2. Коррупционно опасной является любая ситуация, создающая и содержащая конфликт интересов. Антикоррупционное поведение — предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций — является обязанностью гражданского служащего.
3. В ходе своей служебной деятельности гражданский служащий не может давать никаких личных обещаний, которые расходились бы с должностными обязанностями, игнорировали бы служебные процедуры и нормы.
Гражданский служащий не должен давать никакого повода и основания для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения.
4. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно, собственностью Нижегородской области, и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
5. Гражданский служащий должен быть готов объяснить источники своих крупных покупок и затрат. Этическое содержание обязанности гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы Нижегородской области, включенную в перечень, установленный нормативным правовым актом Нижегородской области, представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей заключается в том, что личные доходы гражданского служащего и членов его семьи не могут составлять тайны.
6. Гражданский служащий обязан информировать своего непосредственного руководителя об известных ему случаях:
— участия близких родственников или свойственников в конкурсах на замещение должностей государственной службы в органе, в котором он замещает должность, а также в организациях, подведомственных этому органу или в отношении которых этот орган осуществляет функции государственного регулирования, контроля, надзора или полномочия учредителя;
— участия юридических лиц, владельцами которых являются его близкие родственники или свойственники, в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок, осуществляемых государственным органом, в котором он замещает должность, а также организациями, подведомственными этому органу или в отношении которых этот орган осуществляет функции государственного регулирования, контроля, надзора или полномочия учредителя;
— представления указанными юридическими лицами заявок на получение бюджетных ассигнований (в том числе в виде бюджетных субсидий, грантов, кредитов, инвестиций, государственных гарантий), если в полномочия государственного органа, в котором он замещает должность, входят полномочия по рассмотрению, решению или согласованию данного вопроса;
— участия в заключении указанными юридическими лицами договоров о представлении им на льготных условиях в пользование имущества, правомочие распоряжения которым принадлежит государственному органу, в котором он замещает должность, организациям, подведомственным этому органу или в отношении которых этот орган осуществляет функции государственного регулирования, контроля, надзора или полномочия учредителя;
— представления указанными юридическими лицами заявок на получение индивидуальных льгот и преимуществ, которые могут представляться государственным органом, в котором он замещает должность, организациями, подведомственными этому органу или в отношении которых этот орган осуществляет функции государственного регулирования, контроля, надзора или полномочия учредителя;
— осуществлении указанными юридическими лицами деятельности в сфере, нормативно-правовое регулирование которой осуществляется государственным органом, в котором он замещает должность.
7. Гражданский служащий обязан осуждать коррупцию в любых ее проявлениях. Обязанностью гражданского служащего является уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, о фактах совершения другими гражданскими или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статья 11. Ответственность гражданских служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим
1. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, несет моральную ответственность за действия или бездействие подчиненных сотрудников, нарушающих правила служебного и этического поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействия.
2. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения:
— привлекать внимание к коррупционно опасным ситуациям;
— создавать условия их недопущения и преодоления;
— инициировать или принимать решение о проведении служебных проверок (в соответствии с компетенцией);
— инициировать или принимать решение о применении мер дисциплинарного взыскания (в соответствии с компетенцией);
— одобрять антикоррупционное поведение гражданских служащих;
— своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
— проводить соответствующую воспитательную работу, направленную на противодействие коррупции и профилактику коррупционно опасного поведения.
3. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим (руководитель), должен избегать коррупционно опасного поведения.
4. Видами коррупционно опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство).
4.1. Протекционизм представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной или иной личной выгоды.
4.2. Фаворитизм выражается в приближении к себе лиц, пользующихся благосклонностью руководителя; делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам.
4.3. Непотизм (кумовство) является покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в государственных органах (подведомственных учреждениях) Нижегородской области производятся по признакам родовой принадлежности, личной преданности руководителю, а также религиозной, кастовой принадлежности.
5. Протекционизм, фаворитизм, непотизм при подборе, расстановке, обучении, воспитании кадров, как и иное злоупотребление служебным положением со стороны руководителя, несовместимы с принципами и нормами профессиональной этики.
6. Профилактика коррупционно опасного поведения руководителя заключается в:
глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств кандидатов для назначения на должности руководителей, учете соблюдения ими профессионально-этических правил и норм по прежнему месту службы;
изучении руководителями всех уровней нравственных основ государственной службы, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения;
воспитании у руководителей личной ответственности за состояние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты подчиненных ему государственных гражданских служащих;
предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этических конфликтов, этической неопределенности, вызванных двойными моральными стандартами или двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.
Статья 12. Ответственность за нарушение Кодекса
1. Гражданский служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим Кодексом, знакомиться с изменениями, вносимыми в него, и принимать необходимые меры для выполнения его требований.
2. Анализ и оценка соблюдения норм служебной этики являются обязательными при проведении аттестации, квалификационных экзаменов, назначении гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы области, подготовке характеристики или рекомендации.
3. Нарушения гражданским служащим норм служебной этики, установленных настоящим Кодексом, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
4. Нарушение гражданским служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.